Радость в служении, Часть 1. В хорошо проработанной территории (NEW)

Я люблю синодальный перевод. Неожиданно даже для моего артхаусного сайта? Но «мои 17 лет» прошли без Большого Каретного и перевода Нового Мира; именно по синодальному переводу я училась любить Бога, ненавидеть «лукавого» и ждать Армагеддон, который придёт как «тать». А ещё «сильнодальний» перевод помогал мне от уныния в служении — стих из Римлянам: «Всякая тварь стенает и мучается доныне» придавал радости. Тварью, пусть и «дражайшей», быть не хотелось от слова совсем. Но пришёл перевод Нового Мира, стих зазвучал как «творение» и пришлось искать новые способы бесперебойной радости (:03656616Я служу в обработанной территории, поэтому советы в основном адаптированы под неё. (Автор статьи ни в коем случае не призывает оставаться в зоне комфорта, но есть разные обстоятельства (болезнь одного из супругов, беременность одного из супругов), которые временно одомашнивают и фиксируют в обработанных районах).

В служении я чувствую себя учителем русского языка, а не Божьего слова: хожу, рассказываю людям местоимения и наречия: «Как…», «Вы…», «Зачем…» Но обычно самое распространённое преподнесение в нашей местности — это «Здр!» При виде нас на улице у людей появляются новые суперспособности: отвечать на незвонящий мобильный телефон, слушать музыку в выключенных наушниках и спешить в несуществующее место. А у людей в домах — суперспособность к телепортации.МАМА СКАЗАЛАКазалось бы, парадокс: нужно радоваться, что территория обработана, ведь к этому стремились все и все вместе и каждый в отдельности приложили свою руку, осмелюсь на основании стиха из Исаии переделать в «приложили ногу»! Но равнодушие способно губить многие добродетели, в том числе и радость, и постепенно служение может стать тяжкой повинностью. Конечно, лучшие способы описаны в публикациях: молитва, размышление о важности служения, хорошая подготовка. А здесь будет просто немного моих личных наблюдений.

Когда в уныние приводит сам факт служения в проработанной территории. Я думала, что служу в территории, в которой уже нечего делать. Пока однажды не познакомилась с возвещателями, которые действительно служат в такой территории. Хотите проверить свою? Вам выдают участки частного сектора по улицам или часть улицы, а этажки — по одному или несколько подъездов? Поздравляю, — вам есть ещё куда стремиться (: В действительно обработанной территории дома делят по этажам, а частный сектор — по людям. Сёстры, вы часто слышите в служении: «Девочки, что вы проверяете?» Братья, а у вас была такая ситуация? a3TnremxhV4Поздравляю, — вам есть ещё куда стремиться (: В действительно обработанной территории Свидетелей знают по именам, в лицо и по голосу.

Когда в уныние приводит наличие обстоятельств, которые мешают переезду. Все не могут переехать — кто-то ведь должен остаться в собрании, дружить с детьми возвещателей и поддерживать их; брать на себя нагрузку в служении по многоэтажкам с поломанными лифтами, уборке и мелкому ремонту Зала, заготовке дров и т.д. Обстоятельства могут поменяться за один день, а вот настрой не доллар, его так быстро по выгодному курсу не поменять. И кому на территории ты такой будешь нужен, подавленный как пюре? Конечно, в любом состоянии ты нужен братству, только вот сможешь ли ты, упав духом, поднимать собрание?

RoZXXDceBUQvNLW

Original: demotivators.ru

Практические способы

Правило лифта. Наши мысли и речь как лифт: мы можем ими поднять до небес, а можем опустить ниже плинтуса.

Если нам только дали участок, не нужно транслировать на него свой прошлый опыт или статистику района. Стереотипы — опасная штука. У Джона Максвелла есть интересная история о них (далее в тексте истории от него же):

Давным-давно крестьяне одной деревни так напутствовали молодого пастушка: 
— Когда заметишь волка, кричи «волк», и мы прибежим с ружьями и вилами. 
На следующий день мальчик пас овец и вдруг увидел вдали льва. Он закричал: «Лев, лев!» Но никто не прибежал на помощь. Лев убил несколько овец. Мальчик-пастух заплакал от бессилия. 
— Почему вы не пришли, когда я звал? — спросил он крестьян. 
— В этих краях львы не водятся, — ответили старейшины. — Тебя поставили следить, чтобы не напали волки. 

Почему ещё немудро делать скороспелые выводы, не зная целостности картины?

Мужчина средних лет зашел в бар и направился прямо к стойке. 

— Есть у вас что-нибудь от икоты? — спросил он у бармена. 
Не говоря ни слова, бармен опустил руку под стойку, достал мокрую тряпку и с размаху хлестнул ею мужчину по лицу. 
— Эй! Ты что делаешь? — спросил ошеломленный посетитель. 
Бармен улыбнулся. 
— Но ведь икота у тебя пропала, не так ли? 
— Так ведь я и не икал, — ответил мужчина. — Я хотел попросить что-нибудь для жены. Она на улице, в машине. 

Предположим, что участок в самом деле плох. Но его можно по-разному преподнести, рассказывая о нём напарнику и формируя собственный настрой. Есть ведь разница между: «Как не приду — так день закрытых дверей!» и «Какой хороший участок — весь зимний запас писем разойдётся!»; между: «Как будто в собачьем приюте проповедую!» и «Шикарный участок — столько живых звонков, не нужно рвать горло»; между «Как будто в Рязани проповедую!»

pics-0070.jpg

Оригинал: настоящее название улицы в Рязани

и «В Новом Мире будет больше места!» «Прекрасный участок: люди экономят наше время для тех, кто действительно захочет изучать».

Правило Альфы и Омеги. Лучше всего запоминается первая и последняя беседа. Поэтому я стараюсь начать служение с повтора и закончить служение после хорошего разговора.

Правило слезоточивого глаза. В хорошо проработонной территории, большая часть служения приходится на разговоры с напарником. Иногда на токсичные разговоры, которые превращают итак непростое служение в просто рутину. Это не значит, что человек ворчит или ропщет (не ропщи — да не поропщён будешь). Я не знаю как выглядит идеальная сумка для служения. Наверное, так:

9e278b5332b6a302873cf58363420b9d

Original: by Bete Gui

Но иногда можно между буклетами захватить с собой думы окаянные о проблемах насущных. Однажды я недели две выгуливала в служении свою горемычную историю: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о неодобренной анкете». Кажется, на одну из строек. В то время я была счастливым обладателем пионерского участка (200 частных домов), но все мои мрачные мысли были под вектором этой «трагедии вселенского масштаба», участок мне априори не нравился, а напарники видели меня как-то так:

mY_eYlIMVMA.jpg

Original: Picabu

Жаль, что я тогда не читала старенькую историю про дедушку:

Однажды днем дедушка спал на диване и его маленькие внуки решили над ним подшутить. Они залезли в холодильник и достали кусок лимбургского сыра, который славится своим чудовищным запахом. Дети взяли чуточку этого сыра и намазали им усы деда. Затем они спрятались за диваном и стали ждать, что будет. 
Вскоре у старика защекотало в носу. Затем у него начала кружиться голова. И, наконец, дедушка подскочил с озабоченным видом, уселся на диване и спросил: «Чем это так воняет?» 
Он поднялся, пошаркал на кухню, принюхался и проворчал: «Тут тоже воняет». 
После этого он решил выйти на улицу глотнуть свежего воздуху, но когда он сделал глубокий вдох, снова почувствовал неприятный запах. И тогда он гневно воскликнул: «Да весь этот мир провонял насквозь!» 

image

Original: Picabu

Когда у моей напарницы какие-то проблемы, а абстрагироваться от них не удалось, я максимально отодвигаю служение от проблемы. Мы его или прерываем или не начинаем, заходим в какую-нибудь кофейню местного разлива, услаждаем свою прихотливость плодами пота несчастных африканских невольников и я предлагаю ей свои услуги плач-палатки. Иногда такой разговор по душам творит чудеса и в служение со мной как-будто отправляется её сестра-близнец.

Пятилетняя Трейси спросила отца, можно ли ей поиграть дома у подружки, которая жила по соседству. Отец разрешил, но сказал, что в шесть часов она должна вернуться домой к ужину. 
Когда пробило шесть, Трейси нигде не было видно. Отец уселся ждать. Примерно через 25 минут Трейси вошла в дом. Отец, стараясь сдержать раздражение, спросил, где она была. 
— Прости, что опоздала, папочка, — ответила она, — но когда мне уже надо было возвращаться домой, у подружки сломалась кукла. 
— Все ясно, — сказал отец. — И, как я понимаю, ты помогала ей ее чинить? 
— Нет, — ответила Трейси. — Я помогала ей плакать. 

Правило плюрализма. Однотипные, как под копирку, инкубаторские отказы утомляют. sE__TofF8rwПоэтому я пытаюсь максимально разнообразить то, что могу: хожу с разными возвещателями, с разными преподнесениями, с разными публикациями, использую разные библейские стихи; даже на участок стараюсь ходить разными дорогами.

Правило маленьких целей. Я не ставлю цель сказать до конца слово «Здравствуйте!», как может показаться из текста. В принципе, с «реалистичной целью» у меня долгое время были «реалистичные проблемы», — классическая цель «один человек — один стих» для нашей местности это всё равно, что «один человек — одно изучение».

Во-первых, стих «Вспоминайте жену Лота» нужно долго объяснять, а это сложно сделать в убегающую спину, а во-вторых, я не знаю из Библии стиха короче, а нужно что-то именно такое, потому что зона слышимости уходящего человека без увеличения децибел голоса высчитывается в секундах. Поэтому я поставила себе цель-минимум: «Оставлять о себе хорошее мнение несмотря ни на что» — не превращать «отказ обыкновенный» в «отказ категорический», утрамбовывая почву сердца для другого возвещателя, «минируя» участок нетактичностью или навязчивостью. Когда есть цель-минимум, то можно, не боясь результата, параллельно достигать и других целей: «стих, публикация, сайт, ролик».

Дома скрупулёзно фиксирую все интересные моменты. Раньше я думала, что интересный случай — это когда выходит мужчина и срывает с груди крест со словами: «Я хочу стать Свидетелем Иеговы… как и все мои 50 родственников!» Но в реальности нужно учиться быть «радостным в малом».

pgzt7kj9az24sj9w.jpg

Original: demotivators.cc.

Напоследок расскажу историю про одну мою подругу, которая служит в отлично проработанной территории. Она ухаживает за больной тётей, но когда тётя в добром здравии, сестра ездит на полмесяца по стратегически важным в духовном отношении областям: Полтавская, Черниговская, Житомирская. После очередной поездки мы были в служении и я спросила:

— А какая территория тебе больше всего нравится?

— Эта, — ответила сестра.

— Серьёзно? Тебе нравится служить в территории, где на дорогу к участку тратишь в два раза больше времени, чем на его обработку? Даже если он на соседней улице.

— Ты не поняла, — улыбнулась она. — Мне всегда больше всего нравится та территория, где я служу в данный момент!

Всем такого же настроя!